Затерянная Трубежная
лежит в уголке небольшой,
не слывший, как я, безупречным
тот двор с человечьей душой
Булат Окуджава
Сегодняшняя улица Трубежная в Рязани – это скромный тупик длиной 240 метров, начинающийся от Борисоглебского собора и упирающийся в постройки Государственного рязанского приборного завода. К ней примыкает находящаяся за Борисоглебским собором улица Нижне-Трубежная, где уже несколько лет развернуто жилищное строительство.
Люди в этом месте жили издавна. Уже в XV-XVI веках в документах упоминается существование здесь Старого острога, части Владычной Слободы. А согласно преданиям, появилось это укрепление еще раньше – когда на высоком правом берегу Трубежа была возведена тогда еще деревянная церковь Бориса и Глеба. Опять же согласно преданиям, в 1290-е годы именно сюда переселился из Мурома епископ Василий Рязанский, и около Борисоглебской церкви появился Архиерейский двор.
В 1686-87 годах развернулось строительство нового каменного Борисоглебского собора, который стоит и сегодня. Он расположен на мощном фундаменте, под которым проходит проезжая дорога, ведущая вниз, к улице Солнечной и пойме Трубежа. Сегодня это улица Нижне-Трубежная, на которой к 2009 году был подчистую снесен существовавший с XIX века Загородный спиртзавод – вместо экологически небезопасного производства в центре города выросли новые многоэтажные жилые дома.
Эта дорога под собором, ведущая к спиртзаводу, и дальше мимо него – одно из первых воспоминаний моего детства, которое до пяти лет прошло на соседней улице Каляева (сегодня ей возвращено название Семинарской). Здесь мы иногда гуляли с родителями, через этот проезд-туннель возвращались после прогулок по лугам. Если от избытка чувств случалось крикнуть, от расположенных под разными углами граней свода отражалось эхо.
Прямо рядом с собором располагался церковный дом, в котором жили священники и дьяконы, а дальше вдоль улицы в ряду деревянных и каменно-деревянных одно- и двухэтажных домов стояла только одна постройка, имеющая историческое и культурное значение. Это был дом, в котором жила в начале XX века семья знаменитых рязанских певцов, братьев Пироговых. Их отец вначале переехал в Рязань из села Новоселки на заработки – он хорошо владел плотницким ремеслом. Дети его, подрастая, один за другим пели в хоре Успенского собора в Рязанском кремле – и Александру с Григорием посчастливилось не просто сделать пение профессией, но и удивлять публику со сцены Большого театра в Москве.
В 1998 году в одну из рязанских редакций, где я случайно оказался, принесли рукопись воспоминаний уже скончавшегося музыковеда, отец которого был знаком с Пироговыми еще во время их жизни на Трубежной улице. Он описывал, что если они заводили какую-нибудь песню во время воскресной прогулки по лугам, голос без всяких усилителей и динамиков было слышно аж на Сенной площади (ныне площадь Маргелова)! Люди останавливались, улыбались и спрашивали друг друга: «Это который из них сегодня поет? Сашка или Гришка?»
Дом Пироговых не сохранился. При расширении Государственного рязанского приборного завода в послевоенные годы он был снесен. Сегодня на этом месте располагается пожарная часть предприятия.
Историю же Борисоглебского собора и событий вокруг него в XX веке я слышал от очевидцев – жительницы улицы Сенной Евдокии Степановны Веткиной и собственной бабушки Марии Егоровны Гусевой. В 1922 году в храм явилась комиссия по изъятию ценностей. Верующие хоть и были настроены негативно к людям, снимавшим золоченые оклады с икон, но сопротивление вооруженным пришельцам не оказывали. Во многом сняла остроту вопроса развернутая пропаганда: перед храмом устроили митинг, привезли плакаты с картинками – как люди в Поволжье умирают от голода, им везут помощь со всего мира, даже из Америки, «так неужели же попы откажутся выручить народ своими богатствами?».
Через два года, в 1924-м, партийные работники явились снова. Теперь собравшемуся народу рассказывали, что есть планы расширения соседнего спиртзавода, но для их реализации нужно зернохранилище, а другого крепкого здания рядом нет. Верующим обещали оставить для молитв часть храма рядом с алтарем... В 1935 году Борисоглебский собор закрыли окончательно.
К началу Великой Отечественной храм принадлежал уже не тресту спиртовой промышленности, а расположенному рядом Рязанскому пехотному училищу. Военные перекрасили его с целью маскировки (купола стали серыми, стены тоже были изрисованы для введения в заблуждение немецких летчиков), а после этого... устроили в нем склад боеприпасов. Мой дедушка Александр Иванович Гусев, работавший тогда пожарным, признавался: если бы хоть одна бомба, которые щедро швыряла вражеская авиация на соседнее пехотное училище и деревоотделочный завод, угодила бы в собор, разнесло бы все метров на двести вокруг. Однако беда миновала, летом 1942 года бомбежки прекратились, а вскоре власти еще и решили легализовать Русскую православную церковь. В 1946 году произошло самое настоящее чудо: склад из собора выехал, и там снова разрешили возобновить богослужения. Верующие немедленно принесли обратно спрятанные по домам иконы и утварь...
За церковью с 1836 года располагается место первого захоронения одной из самых выдающихся исторических личностей нашего города – епископа Василия Рязанского. На старых фотографиях хорошо виден четырехгранный чугунный памятник в честь святителя, по всем сторонам которого были отлиты барельефы со сценами из его жизни. Здесь Василий впервые был похоронен в 1295 году, в 1609-м перенесен в Рязанский кремль, в 1918-м возвращен верующими из закрытого Христорождественского собора на Трубежную, а в 1990-е снова с торжественной процессией проследовал на кремлевскую набережную.
Есть у улицы Трубежной и одна тайна, а точнее историческая загадка. В начале 1990-х годов мы с приятелями нашли на склоне холма напротив проходной еще существовавшего тогда спиртзавода скрытый кустами невзрачный каменный сарайчик. Однако внутри перед нами открылся целый подземный зал с кирпичными стенами, металлическими столбами и какими-то деревянными нарами. Примерно метров через десять зал заканчивался обвалом: дальше была только сырая земля. Через несколько лет вход в это помещение заделали металлическими решетками, оно перестало быть доступным для случайных прохожих. Как нам кажется, мы нашли тогда бомбоубежище времен Второй мировой, которое предназначалось для рабочих соседнего предприятия или для курсантов-пехотинцев.
Кстати, как раз мимо проходной спиртзавода и по проезду-туннелю под Борисоглебским собором гнали с пастбищ по вечерам в 1950-е годы коров. В то время, каждая третья семья рязанцев, живших в центре города на улицах Трубежной, Каляева, Некрасова, Сенной, Пожалостина, Павлова занималась животноводством. Так продолжалось до 1959 года, когда первый секретарь обкома КПСС Ларионов, выполняя гигантский план по сдаче мяса, объявил запрет на содержание коров и свиней в городских дворах...
В позднее советское время улица Трубежная один раз в году обязательно попадала в сводки милиции и «скорой помощи». Было это в пасхальную ночь, когда тысячи людей приходили посмотреть на крестный ход перед одним из двух (!) действовавших тогда в нашем городе храмов. Помимо зевак в толпе были комсомольцы-дружинники, чьей задачей было отгонять от церкви молодых людей («Вы зачем сюда идете? Как ваши фамилии, где вы учитесь?»). Первая Пасха без этих комсомольских патрулей была отпразднована в 1991 году. Тогда вечером перед храмом, наоборот, всем прохожим раздавали газету с огромным заголовком «Христос воскресе!» на первой странице.
Небольшая сохранившаяся часть улицы Трубежной сегодня выглядит экзотично: резные крылечки, врытые в землю кирпичи. А кто-то скажет, что она служит символом того, что историческую Россию можно урезать, реконструировать, подвергать опасности, но окончательно угробить не получается.